Талант или креативность?

© Ирина Клопкова, 2011-2016. Все статьи этого сайта охраняются Законом об авторском праве. Копирование и размещение материалов сайта на сторонних ресурсах без письменного разрешения автора запрещено. Однако ссылками с друзьями делиться вы можете!


Сегодня я хочу поговорить о том, как соотносятся между собой талант и креативность. А заодно -- талант и способности. Смотрите, любопытно: в быту мы ассоциируем (и путаем) талант со способностями, талант -- с креативностью... Хотя вот креативность и способности, кажется, интуитивно различаются между собой :). Но тогда выходит, что a=b, a=c, а вот b≠c. Что-то не очень логично, правда? Давайте поищем, где здесь ошибка и правильно ли вот так всё со всем смешивать.

Талант, действительно, имеет непосредственное отношение к креативности. К способностям же он имеет только то отношение, что "талант -- это СПОСОБНОСТЬ решать задачи по-новому, оригинально". То есть талант -- это некая мета-способность, стоящая над всеми остальными способностями (которые, возможно, являются одним из факторов, влияющих на выбор задачи) и равно применимая к каждой из них :).

Что касается креативности -- смотрите: она тоже определяется как "способность приходить к новым решениям проблем" (Критический словарь психоанализа). Или вот еще одно определение:

"Креативность -- творческие способности индивида -- способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации" (С.Головин. Словарь практического психолога).

Похоже на определение таланта, правда? А есть ли вообще разница?

Да, есть! Есть нюанс :). Различаются "новое", порождаемое креативностью, и "новое", порождаемое талантом: в первом случае это -- традиционно понимаемое новое, то есть то, "что не было известно раньше", а во втором -- то НОВОЕ, которое я обсуждала в предыдущей статье.

Так что креативность может проявляться у каждого человека, на любом уровне, только у "рабов" и "потребителей" (по терминологии И.Акимова и В.Клименко) это будет их личное новое, их личный выход за зону комфорта, их личный инсайт, а у "созидателя" -- изменение мира, расширение зоны комфорта для всего человечества.

  • Креативность "раба" направлена на выживание (и, между прочим, на создание себе проблем ;)).
  • Креативность "потребителя" -- на создание жизни его мечты (и на избегание возможных проблем ;)).
  • Креативность "созидателя" -- на обнаружение "новых степеней свободы" человечества.

Таким образом, креативность -- да, она становится проявлением таланта, но только на уровне "созидателя". И тогда она меняет мир.

Тестов на креативность (в отличие от тестов на талант) есть множество, как я уже упоминала в предыдущем выпуске своей рассылки (и один из них вы, кстати, можете там найти и пройти). Только надо не забывать, что тесты на креативность (да и вообще любые тесты!) демонстрируют одновременно креативность трех человек: испытуемого, интерпретатора и автора теста. Что неизбежно отражается на результатах :).

В принципе, на этом можно и успокоиться: я -- креативный человек, тихо сам с собою что-то новое для себя делаю и этим доволен. Но штука в том, что предназначение человека -- дорасти до своего таланта, до своего настоящего наследства, а не останавливаться на полдороге, гордо размахивая перед своими знакомыми сумкой, сшитой по выкройкам из "креативного" журнала: "Я сделала это сама!" :)

Просто меня рассмешила аннотация к одной книжке: "Сделайте то-то и то-то по нашим рецептам и удивите знакомых своей креативностью" :).

Ведь только на уровне созидателя -- действующего таланта, открывающего перед человечеством новые пространства -- человек становится со-Творцом. То есть распрямляется в свой полный рост ;). Что для этого нужно сделать -- читайте в серии статей  про ЭПК -- три составляющие таланта (начало здесь).

Введите Ваш e-mail и получайте новые статьи блога к себе на почту:





Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий или трекбэк с Вашего сайта.