Так что же такое «талант»?

© Ирина Клопкова, 2011-2016. Все статьи этого сайта охраняются Законом об авторском праве. Копирование и размещение материалов сайта на сторонних ресурсах без письменного разрешения автора запрещено. Однако ссылками с друзьями делиться вы можете!


Давайте вернемся к самой главной теме -- что же такое талант? Правильно, сайт называется "Дорога к Вашему таланту", а ведь я нигде пока не говорила, что же конкретно понимаю под этим словом. Говорила на семинаре -- но ведь не все его слушали :). Поэтому давайте здесь еще раз уточним, с чем мы имеем дело.

В подавляющем большинстве случаев, когда люди говорят про "талант", они имеют в виду некую сферу деятельности. Область, "к которой у человека есть талант". Ну, и надо просто эту сферу деятельности найти и получить в ней нужные знания-умения-навыки, чтобы этот талант раскрылся.

Концепция общераспространенная, да не очень продуктивная. Есть и другая, которую в свое время предложили Игорь Акимов и Виктор Клименко в своей книге "О мальчике, который умел летать, или Путь к свободе" (она имеет еще одно название -- "О природе таланта"). И в самом начале своей книжки они как раз и пишут о том, что в своем исследовании темы таланта и талантливых людей начали с идеи, близкой к той, о которой я только что рассказала ("выявить-развить", только еще жестче, потому что речь шла о выявлении "талантливых детей")... и исследования ясно показали, что эта идея не верна. В корне.

Так что же такое тогда талант? И выяснилось, что талант -- это МЕХАНИЗМ души. Можно сказать, что это -- инструмент для решения задач, но инструмент особый: по сути, это сам человек во всей его целостности как инструмент решения ЕГО СОБСТВЕННЫХ задач (причем инструмент универсальный, а не "специализированный"). Талант -- это механизм, но парадокс в том, что это механизм живой, саморазвивающийся и самонастраивающийся.

В начале это только зерно, заложенное природой, -- заложенное В КАЖДОГО человека. И затем это зерно развивается, или замедляет свое развитие, или вовсе засыпает. И если детям мы можем помочь всего лишь пониманием процессов и созданием благоприятной (не тепличной, но благоприятной) обстановки -- и тогда это зерно само разовьется и окрепнет, потому что это нормальный природный процесс, -- талант разовьется, включится и заработает -- то со взрослыми, уже сформировавшимися людьми (которыми мы с вами и являемся) ситуация сложнее.

По сути, мы сами, сознательно, должны снова запустить остановившийся процесс -- если хотим всё-таки за эту жизнь дорасти до самих себя. Потому что -- да, процесс остановился, и в этом пора себе признаться. А чтобы его снова запустить, для этого нужно хорошо понимать, с чем конкретно мы имеем дело, где именно и как процесс был остановлен, чтобы убрать то, что его остановило, и простимулировать заново точки роста.

Так вот, исследования Акимова-Клименко показали, что таких точек роста три, причем (это очень важно!) они составляют единую конфигурацию, единую систему, которая поддерживает и регулирует себя сама. Почему это важно осознать? Это означает, что нельзя вырвать одну из трех составляющих и начать "развивать" только ее -- баланс системы сместится, запустятся регуляционные механизмы, восстанавливающие нарушенное равновесие, и всё вернется на круги своя.

Поэтому и бесполезно пытаться накачать себя энергией, если двум другим составляющим не уделяется одновременно такое же внимание!

Но какие же это составляющие? Хватит уже тянуть :). Вот они -- три составляющие механизма таланта, как их разглядели и назвали Акимов и Клименко, -- триада ЭПК:

Если вы накачиваете себя энергией, а при этом ваши психомоторика и критичность остаются на прежнем уровне -- вам или крышу снесет, или наломаете дров (масштабы разрушения зависят от того, сколько энергии вам удалось в себя закачать до "взрыва" :) ). У некоторых счастливцев получается-таки сделать квантовый скачок (а это выглядит именно так!), но это означает, что их психомоторика и критичность уже были достаточно развитыми, чтобы включиться на новом уровне.

Но это очень больно, и совершенно не очевидно, что вы будете одним из этих счастливцев, -- гораздо экологичнее работать сразу в трех направлениях. Вот это и составляет идею моего проекта. Этим мы и занимаемся здесь, в этом блоге, в моих программах.

В следующих публикациях мы разберем подробней, что скрывается за каждой из этих составляющих и как можно с ними работать (хотя мы с вами уже "трогали" каждую из них :) ). А пока -- читайте книгу Акимова и Клименко (ее можно найти в Интернете), думайте и наблюдайте.

А чтобы начать, ответьте на такой вопрос: "Во что вы верите -- в какие концепции-представления-идеи, -- когда слышите слово "талант"?" Вы-то сами как себе представляете, с чем имеете дело? Это будет вашей точкой отсчета на пути к себе -- к Вашему таланту :).

Введите Ваш e-mail и получайте новые статьи блога к себе на почту:





Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Комментарии (6)
  1. Янина says:

    У меня тоже слово талант ассоциируется с врожденной способностью к чему-либо. Но идея о том, что талант можно просто взять и развить — мне очень нравится. В последнее время стало тесновато в рамках, хочется большего. С удовольствием испытаю эту новую теорию на себе. А вдруг во мне откроются такие таланты и способности, о которых я даже и не подозревала? С нетерпением жду продолжения:).

    • irussya says:

      Да, Янина, это очень гармоничная идея, ведь правда? А гармония — это критерий точности :). Поэтому конечно всё получится!

  2. Ольга says:

    Для меня талант ассоциируется со способностью к чему-либо. Талант к музыке, талант к стихосложению, талант к вождению автомобиля и т.п. Когда есть талант к конкретному виду деятельности. то двигаться в этом направлении легко. Если нет таланта, освоение дается тяжело. Я, например, научилась управлять мотоциклом за 1 день. А вот машину никак не могу научиться водить. Значит, нет таланта к этому:) В том же творчестве. Поэзия мне дается легче, чем проза.

    • irussya says:

      Да, Ольга, то, о чём Вы говорите, — общераспространенный взгляд на талант. И он успокаивающий такой, убаюкивающий: «Ну, нету у меня таланта к этому, вот и не получается!». Но попробуйте на минутку допустить, что существует другое понимание сути таланта! То, которое я постаралась изложить в статье :).

      Может, это труднее понять и переварить (трудней придумать отмазку), но зато это показывает, насколько возможности человека безграничны, и дает в руки реальный инструмент эти свои возможности вытащить наконец на свет Божий! Что мы и будем делать вместе дальше :).

      Вот, а что касается Вашего примера — штука в том, что в управлении мотоциклом талант не проявляется. Где тут новые открытия для человечества? Это просто навык. От чего зависит скорость овладения навыком? От многих причин, и в том числе от идей, которые усвоены в прошлом…

  3. Gayane says:

    Если сносит крышу возможно ли вернуть все в нормальное русло. Говорят что шизофрения вылечивается. Правда ли это.

    • irussya says:

      Почитайте книгу «Необыкновенное путешествие в безумие и обратно» Барбары О’Брайен! Читается как детективный роман, но Вы очень многое поймете про природу и проявления шизофрении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий или трекбэк с Вашего сайта.