Талант и НОВОЕ

© Ирина Клопкова, 2011-2017. Все статьи этого сайта охраняются Законом об авторском праве. Копирование и размещение материалов сайта на сторонних ресурсах без письменного разрешения автора запрещено. Однако ссылками с друзьями делиться вы можете!


"...как найти гармонию, границы которой образует не знание, а незнание? -- (что позволяет гармонии свободно развиваться в любом направлении).

Оказывается, достаточно помнить две простые вещи:

  • истина всегда впереди;
  • прошлый опыт -- не мера истины, а только ключ к двери, за которой она находится."

(И.Акимов, В.Клименко)

Давайте сегодня разберемся с ключевым критерием таланта. Если талант определяется как способность открыть перед человечеством новое (решить задачу новым способом), то возникает закономерный вопрос: "Что такое НОВОЕ?".

  • Например: я пошла в магазин и купила себе платье.
  • Или: я отправилась в библиотеку, почитала книжки и написала статью.
  • Или: я научилась водить машину.
  • Или: режиссер снимает "фильм катастроф", заменив лавину из прошлого фильма на лесной пожар и, соответственно, дав другие имена главным героям.

Присутствует в этих примерах новое?

Смотрите, какая штука: чужое знание не способствует проявлению таланта (помните, что я говорю о таланте как о механизме, организующем человеческое действие). (С "чужим знанием" тонкий момент, потому что -- зачем тогда учиться? :) Но к этому мы вернемся чуть позже! Впрочем, этой темы я уже касалась -- вот здесь). Во всех моих примерах знание -- чужое, которое просто было выстроено по-другому.

Если вы посмотрите определения в словарях слова "новое", то увидите: оно определяется -- и на бытовом уровне,  и на философском -- через сравнение с тем, что уже было раньше. Кажется, это вполне закономерно. Однако вот Акимов и Клименко предлагают иной подход (см. эпиграф) -- оказывается, он тоже возможен: через ориентацию оттуда, чего мы еще не знаем.

И вот здесь вы сталкиваетесь с конкретным проявлением таланта в действии и одной его неизбежной особенностью: для подавляющего большинства современников предлагаемые талантом решения настолько новые, что... они их не воспринимают.

Хорошо, если рядом найдутся "потребители" (потребители -- по терминологии Акимова и Клименко), которые способны воспринять это новое, увидеть огромный потенциал, который содержится в предложенном талантом решении, и объяснить всем остальным, какое это удивительное открытие (изобретение, шедевр, образец, методология).

В данном случае эту задачу на себя взяла я :).

Но как, скажите на милость, ориентироваться, смотреть, определять новое из области незнания? Заметьте: ориентироваться не НА то, чего не знаем, а ОТТУДА, из этой области! Это уже даже не "пойди туда -- не знаю куда, принеси то -- не знаю что" из русских сказок. А... что тогда (если не прибегать к символам вроде "Божественного Ока")?

...Я бы назвала это особым состоянием орлиного парения над повседневностью. А его как раз и обеспечивает третья составляющая механизма таланта -- критичность. Не случайно она называется "глазами таланта"!

*
Резюме из всего этого оптимистичное: если вы действительно хотите научиться различать новое вокруг себя, чтобы разглядеть творения таланта  и ощутить его дыхание -- развивайте свою критичность. И тогда, как подтверждает Паскаль, мир вокруг вас станет другим:

"Чем человек умнее, тем больше умных людей он видит вокруг себя." ;)

Введите Ваш e-mail и получайте новые статьи блога к себе на почту:





Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Комментарии (2)
  1. Сергей says:

    Прочитал вашу статью уже два раза…
    Так и не понял? Или не увидел?
    Что такое задача? — для вас?

    • irussya says:

      Благодарю Вас, Сергей, что так активно включились в исследование! Отвечаю на Ваш вопрос: в данном случае моей задачей было — разобраться с критерием «НОВОГО», через который мы определяем действующий талант.

      А «что такое задача» в общем — об этом я говорила на своих вебинарах. По этой теме можно написать тома :). Я предпочитаю ставить вопрос более конкретно и применительно лично к себе (к Вам, например, поскольку Вы задались вопросом про задачи ;)): «Как мне научиться видеть СВОИ задачи?». Ответ: действуйте, занимайтесь (прочувствованно) физкультурой и развивайте свою критичность!

      И оставайтесь на связи :).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий или трекбэк с Вашего сайта.