Cиндром Гадкого утенка (снова о первой ловушке взросления)

© Ирина Клопкова, 2011-2017. Все статьи этого сайта охраняются Законом об авторском праве. Копирование и размещение материалов сайта на сторонних ресурсах без письменного разрешения автора запрещено. Однако ссылками с друзьями делиться вы можете!


"Только в одиночестве чувство превращается в мысль."
(И.Акимов, В.Клименко)

Скажите, ощущение "Гадкого утенка" вам о чём-нибудь говорит? Знаете, о чём это? Это мучительное состояние, когда человечек (а мы сталкиваемся с этим состоянием в детстве, в школе, в первый раз где-то в возрасте восьми лет) сидит как бы на двух стульях: с одной стороны, он чувствует, что чужие инструкции, мерки, критерии ему не позволяют развиваться дальше и потому начинают его душить, с другой -- взять всё в свои руки и мерить своей собственной меркой он не решается. Почему не решается?

Не хватает сил.

Есть счастливчики, у которых сил достаточно, чтобы встать вот так перед всем миром и сказать: "Я прав". Это вообще-то норма для человека (для восьмилетнего ребенка -- да-да!), но скажите -- многие ли могут похвастаться, что нашли в себе эти силы? Тогда. И даже сейчас -- скажите, нормальное ли, привычное ли это для вас мироощущение?

И тут же -- вопрос к родителям: готовы ли вы принимать это "Я прав" вашего ребенка? Что вы чувствуете при этом?

Готовы ли вы были принять "Я сам!" вашего трехлетнего малыша?

Потому что -- хватит ли сил, или нет -- закладывается там, в глубоком детстве. Через уважение к внутреннему миру ребенка, к его самостоятельности, к его решениям. И если уважения, уважительного интереса со стороны близких недостаточно, энергия тратится не на развитие, а на то, чтобы хотя бы сохранить, что есть. С закономерными последствиями.

Если ребенок всё время ранит себя о неуважение окружающих, тогда в назначенный срок ему и в голову не придет подвергать сомнению чужие мерки. Он либо будет им слепо следовать (просить точных инструкций, постоянно спрашивать советов и т.п.), либо действовать "назло", "наоборот" -- но ирония в том, что это -- то же самое: ориентация на ЧУЖОЕ...

Я хочу подчеркнуть: ощущение "Я прав" идет изнутри. Оно просто есть, человек никому ничего не доказывает, он просто делает то, что считает (чувствует) нужным, и при этом -- что немаловажно -- может четко объяснить, что именно он делает. Чем менее четко человек представляет себе, что он делает, тем, значит, серьезнее его "проутюжило" общество, ближнее и дальнее.

Но эта ясность представлений о своих действиях и задачах, повторюсь, идет изнутри, а не сформирована кем-то извне...

...Вот, а горечь ситуации Гадкого утенка -- в том, что ему, чтобы выбраться, необходим Другой. Один-единственный Другой, такой же, как он. Такой же любящий одиночество, с таким же сложным внутренним миром, такой же мыслящий. Как зеркало, в котором он увидит идеального Себя, и как возможность противостоять прессингу ЧУЖОГО.

"Ты дарил мне себя, а он... понимаешь... он подарил мне -- меня."
(героиня фильма "В моей смерти прошу винить Клаву К.")

Иначе на всю жизнь у него в душе останется рана -- сомнение в собственной полноценности: другие дети-то его не любят! Слишком сложный он для них. И эта рана станет кровоточить каждый раз, когда человек будет прикасаться к своему таланту. Понимаете? Сомнение в собственной полноценности -- это последние спазмы оглядки на ЧУЖОЕ, остатки его гипноза, всего в одном шаге до принятия СВОЕГО. Последний шаг, который так страшно сделать, последний выбор: внешнее -- или Я (которое с большой буквы).

Чтобы сделать этот последний шаг, нужно огромное мужество -- сделать и не отступаться несмотря ни на что. Но если его не сделать -- талант никогда не раскроется в полную силу.

Гадкий утенок -- тот, кто уже не в стае, но еще не видит дороги к себе (хотя она уже у него под ногами).

"...Но люблю я себя, как Бога, --
Любовь мою душу спасет."
(Зинаида Гиппиус)

"Полюби Бога  в себе -- и делай, что хочешь."
(Блаженный Августин и Виргиния Калинаускене)

-- Заповеди для Гадких утят...

Введите Ваш e-mail и получайте новые статьи блога к себе на почту:





Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Комментарии (4)
  1. Алюша says:

    Да, если каждый будет верить в свой талант, для чего нужны будут учителя рисования, и вообще все остальные учителя?… Не останутся ли они без работы?

    • irussya says:

      Алюш, да, про учителей — это отдельный разговор. Поговорим :). «Школа и талант» — это целая тема!

  2. Ольга says:

    Чудесно! а я понять не могла, почему процентов 80 детей от меня требуют, чтобы «показала им, как рисовать собачку»))) или ещё как вариант «а как нарисовать китайскую маску?» )) «ну ты же представляешь себе что-то, когда говоришь «китайская маска»?—да, но я не знаю, как их правильно рисовать…»)))

    • irussya says:

      Ольга, Вы очень важную тему подняли. Позиция учителя — с одной стороны (готов ли он поддержать поиски ребенка, его доверие к себе — открыт ли он, учитель, поискам, талантлив ли он сам, верит ли в свои силы, в свои действия, слышит ли свою интуицию), и одна из ведущих мотиваций ребенка: подсмотреть и усвоить, как делают другие (собирание своих «инструментов», вариантов действия, «вооруженность») — с другой.

      Хороший прием у Вас — «ты же представляешь себе что-то, когда говоришь «китайская маска»?» :)) Ведь в самом деле — каждый что-то да представляет себе. Только УЖЕ боится ошибиться, уже кто-то успел посмеяться над его действиями, и этим вопросом Вы возвращаете — по крайней мере, пытаетесь — его веру в себя, доверие к своим действиям. Это очень важная и очень правильная позиция, на мой взгляд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий или трекбэк с Вашего сайта.