Как игры могут парализовать талант (о второй ловушке — продолжение)

© Ирина Клопкова, 2011-2017. Все статьи этого сайта охраняются Законом об авторском праве. Копирование и размещение материалов сайта на сторонних ресурсах без письменного разрешения автора запрещено. Однако ссылками с друзьями делиться вы можете!


...Присмотримся повнимательнее к играм, в которые играет вторая группа (помните? те, кто придумал себе собственную игру и увлекся ею: сам процесс игры их завораживает). Игорь Акимов и Виктор Клименко описывают четыре принципиальных типа таких игр (от самого "задавленного" варианта, с самым маленьким запасом оперативной энергии, к самому "благополучному"):

  • "Счет-расчет".
  • Хитрость.
  • Игра воображения.
  • "Летучая мышь".

То есть возможны и другие варианты, но эти игры -- основные (сейчас я о них расскажу, вы поймете принцип и сможете без труда узнавать игры этого рода "в лицо"). Вспомните себя в школе -- наверняка вы играли в какую-то из них, а то и в несколько! Почему эти игры -- ловушка? Потому что они -- это ширма, завеса, оберегающая человека от контактов со внешним миром, от работы души по преобразованию дисгармоний.

Давайте рассмотрим их по порядку, чтобы лучше понять, о чём идет речь.

"Счет-расчет". Ребенка загрузили огромным объемом информации, которую он должен запомнить, и он превратился в маленького эрудита (кстати -- это удел всех вундеркиндов: именно благодаря памяти они поражают окружающих, а не благодаря своим способностям, и с этим нужно быть очень осторожным; форсированное развитие памяти не включает талант, а, наоборот, парализует его). Между прочим, постоянное сидение у телевизора дает тот же результат: память начинает душить человека.

Итак, гипертрофированное развитие памяти затормозило развитие чувства, чутья, и ребенок утратил инициативу. И теперь вместо действия, вместо поиска и решения своих задач, вместо жадного и открытого познания мира он -- коллекционирует. Память подсунула ему суррогат дела.

Вот его игра: он считает. Он складывает цифры на билетиках и на автомобильных номерах. Он ходит, стараясь не наступить на швы между плитками. Он загадывает: если будет четное количество шагов (или если успею дойти до того квадратика, пока дверь закрывается) -- то экзамен пройдет хорошо (или мама будет в хорошем настроении, или еще что-нибудь). Он коллекционирует, чтобы пересчитывать свою коллекцию -- это дает ему ощущение собственной ценности. Он считает столбы, ворон, ступеньки, деревья, прохожих, звезды, волны на воде -- просто чтобы быть занятым. Он пережевывает разговоры, "просчитывает варианты" (которые никогда не будут осуществлены): "он мне -- так, тогда я ему -- так; а если бы я сказал так, было бы вот так". Его ум боится пустоты, потому что как только счет останавливается, возникает безвоздушное пространство, в котором желания онемели, инициатива молчит и непонятно, на что опираться.

Хитрость. Ребенка придавили требованиями (часто противоречивыми) и зарегламентировали. И теперь он, чтобы хоть чуть-чуть вдохнуть воздуха свободы (и сохранить остатки оперативной энергии -- которая тает, если не используется), хитрит, стравливает свое ближнее окружение друг с другом -- и пока они друг с другом разбираются, он волен делать то, что хочет :). Он может быть маленьким дезинформатором-лжецом, может быть интриганом, может быть провокатором -- в зависимости от уровня оперативной энергии, который у него всё-таки наработан. Он подстраивается под того, кого "обрабатывает" в этот момент -- ведь игра заключается в том, чтобы его не поймали! Заварить кашу так, чтобы никто на тебя не подумал -- вот высший пилотаж для этих игроков.

Такой человек даже не подозревает, что задачи находятся в другом пространстве и что его деятельность очень напоминает бег белки в колесе: деятельности много, а толку -- ноль.

Воображение. Ребенок чувствует себя непонятым, не на своем месте, чужим... и придумывает себе "параллельный мир", в котором прячется и в котором ему уютно. Он чувствует, что в мире что-то не так, не гармонично, но что именно -- непонятно и не хватает оперативной энергии, чтобы сделать что-то для изменения ситуации. И он придумывает себе другую жизнь, другую внешность, способности, друзей, приключения, любовь... Всё это безопасно и всё в любую минуту можно поменять по собственному желанию. Этот мир может быть достаточно сложным, но отличительная черта таких игр -- в том, что с действительностью они никак не пересекаются, и задачи найти или создать хоть какие-то точки соприкосновения между этими двумя мирами не ставится.

Это называется "богатый внутренний мир", но талант -- это прежде всего действие. Верно направленное.

"Летучая мышь". Это игры детей с неплохим уровнем оперативной энергии, но всё же недостаточным для того, чтобы разглядеть свою задачу. Это -- стремление выделиться из общей массы, показать всем, что я -- особенный: страстные рассказы про то, каких знаменитых людей увидел (хотя бы по телевизору :) -- причем при каждом новом повторении рассказ обрастает всё новыми животрепещущими подробностями), отстаивание "собственного" мнения на собрании (хотя на поверку оно является вовсе не собственным, однако цель -- взбудоражить общественность -- достигается), желание быть на сцене, в первых рядах, в лидерах. Жажда славы.

В принципе, этот путь -- не такой уж плохой: во всяком случае, он позволяет наработать силу действия, уверенность в своем действии, устойчивость даже при отсутствии одобрения твоих действий. Это создает благоприятную среду для включения таланта. Только надо быть последовательным и ясно понимать, что ты делаешь:

  1. работать по принципу "пустой бочки" -- чем больше шума, тем лучше;
  2. понимать, что твоя аудитория -- такие же как ты: игроки второй группы (то есть те, у которых оперативной энергии достаточно, чтобы приподняться над стереотипами, над шаблонами, но недостаточно, чтобы разглядеть свою задачу и действовать для ее решения);
  3. создать свою компанию, свою партию, свою команду и стать ее признанным лидером.

...Но что же такое -- "своя задача", о которой я всё время говорю? Это -- ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГАРМОНИИ в мире своими силами :)...

Введите Ваш e-mail и получайте новые статьи блога к себе на почту:





Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Комментарии (2)
  1. Юлия says:

    Ирина, а может ли у человека одновременно присутствовать все 4 типа игр? Не на протяжении жизни и развития от одной формы к другой, а одновременно.
    Что Вы думаете о таком варианте личности?

    И еще возник вопрос, если видишь, что ребенок демонстрирует игры из первой группы, нужно ли как-то на это реагировать?
    Например, я заметила. что моя племянница (8 лет) постоянно придумывает способы как бы пройти по плиткам. Как Вы и упоминали — то только по швам, то по плиткам определенного цвета, то перепрыгивая через одну, то по каким-то только ей понятным ломаным линиям. И еще постоянно считает. Сколько собак встретилось по дороге в школу, сколько ракушек нашла определенного цвета, сколько кусочков картофеля в супе. Стоит ли ей как-то помочь или воспринимать это как детскую забаву в ее возрасте?

    • irussya says:

      Юлия, одновременно — не может, потому что для каждой игры характерен определенный уровень оперативной энергии, развития психомоторики и критичности. Однако единство этих трех составляющих — подвижное, и если у игрока, например, в «Летучую мышь» уровень энергии понижается, он может начать заниматься интригами («Хитрость») или фантазированием («Игра воображения»).

      Штука еще в том, что — легче потерять, чем приобрести, особенно если мы говорим об уже сформировавшихся людях (то есть тех, которым больше 13 лет): при понижении оперативной энергии деятельность вовне сворачивается, а вот при повышении (благодаря каким-то специальным техникам) уровня доступной энергии полезной деятельности может не прибавиться, поскольку тут нужен вдобавок и определенный уровень развития психомоторики и критичности. То есть — игрок в «Счет-расчет» вряд ли без систематической работы над своей психомоторикой и критичностью сможет (и захочет) играть в «Летучую мышь», даже если ему и добавить энергии.

      Конечно, интересно понять, на каком уровне ребенок и нужна ли ему помощь! Но лучше всего Вы ему поможете (и это ответ на Ваш второй вопрос, о племяннице) своим примером — потому что тогда, настроив свой собственный механизм таланта, Вы увидите сами, чем и как конкретно можете помочь, и сделаете это действительно эффективно, исходя из ситуации, а не в общем, не «под копирку». Успеха!

      Маленькая подсказка: обратите внимание, что Вы делаете с собственной инициативой — в каких обстоятельствах Вы к ней прибегаете (или наоборот, от нее отказываетесь), насколько легко это у Вас получается, насколько Вы зависите от чужого одобрения…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий или трекбэк с Вашего сайта.