Игры: вторая ловушка взросления

© Ирина Клопкова, 2011-2017. Все статьи этого сайта охраняются Законом об авторском праве. Копирование и размещение материалов сайта на сторонних ресурсах без письменного разрешения автора запрещено. Однако ссылками с друзьями делиться вы можете!


...Теперь давайте исследуем вторую ловушку взросления. Игры. Нас учат, что игра -- это всегда хорошо, правда? Действительно, ребенок без игры немыслим. Но игры бывают разные...

Маленький ребенок в игре подсматривает у окружающих -- взрослых и других детей -- и создает свой золотой запас "инструментов", которыми будет пользоваться в жизни, для исполнения своих желаний и обязанностей, которые он примет на себя -- и для решения своих задач. В игре развивается его координация движений, его умение действовать и взаимодействовать.

Но в какой-то момент наши игроки, накопив некую критическую массу опыта, разделяются на три группы:

  • одни предпочитают играть в традиционные игры с заданными правилами (карты, домино, футбол, компьютерные игры) -- играют на результат (выиграть!) и чтобы убить время;
  • другие играют в свои собственные игры -- играют ради процесса игры (расцветить действительность!) и превращают игру в "магический фильтр" между собой и окружающим миром;
  • третьи начинают использовать игру как катализатор для решения своей задачи, как способ обеспечить, "чтобы самая трудная работа сделала себя сама".

О чём это говорит? А вот о чём. Первые играют стереотипами, шаблонами, уже придуманными кем-то вариантами: "шаг вправо, шаг влево..." Они, может, и нарабатывают опыт, развивают память, но дорога к своему таланту ими (уже) потеряна. Такая игра способна обеспечить эмоциями, но не развить чувства.

Вторые умеют чувствовать, их внутренний критерий истинности, чувство "я сам как мера-гармония", пробудился -- они чувствуют гармонии в окружающем мире, в окружающих людях и играют ими. Штука в том, что их игры (в этом их цель) позволяют им НЕ ВСТУПАТЬ в настоящий контакт с тем, чем (и кем) они оперируют. А это означает, что они варятся в собственном соку, в своей башне из слоновой кости -- там уютно, красиво, где-то даже щекочет нервы и захватывает дух: в общем, всё, что нужно для жизни, но это не жизнь, а "Шоу Трумана", которое человек срежиссировал для себя сам.

Это -- передышка на дороге к своему таланту, привал, но дело в том (вот она, ловушка!), что это может затянуться на всю жизнь.

"Окаменевшие" игры этого типа превращаются в привычный способ избегания контакта, в психологические стереотипы поведения -- стереотипы/шаблоны "общения без общения ради куска чужой энергии", которые описал Эрик Берн в своих книгах ("Игры, в которые играют люди" и "Люди, которые играют в игры").

Сюда же (к "окаменелым" играм гармониями, ставшим стереотипами поведения) относятся все прочие способы убежать от контакта с действительностью -- пристрастия и "хобби" (трудоголизм, мифомания, коллекционирование ради коллекционирования, "наркоманическая любовь", учеба как коллекционирование знаний и дипломов, увлечение эзотерикой...). Все эти процессы -- если они не осознаются -- приводят к тому, что человек теряет уже наработанное (чувство гармоний притупляется, желание действовать, инициатива засыпает) -- и плавно и незаметно для себя перемещается в первую группу.

И, наконец, третьи -- счастливчики, чья инициатива развивалась настолько свободно, что чувство -- чутье гармоний -- окрепло и стало их компасом. И теперь их чувство ясно указывает им их настоящую задачу; они находятся в непрерывном контакте со своей интуицией, с миром и своими задачами. И умело используют игру (игру всеми доступными им ресурсами и гармониями!) как катализатор для решения очередной задачи. Только в них талант раскрылся и действует, только они и делают для мира что-то реальное, создают ценность, если хотите...

Продолжение следует...

Введите Ваш e-mail и получайте новые статьи блога к себе на почту:





Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Комментарии (4)
  1. Юлия says:

    Когда ссылка на эту стать пришла мне в рассылке, я ее прочитала, но не особо поняла. То есть мне не совсем были понятны критерии, по которым одни игры отличались от других (из второй и третьей группы в частности, в первой-то все было ясно). Соответственно, я так и не смогла определить, к какой категории себя отнести. По большинству признаков — ко второй, но ведь с помощью этих игр я частенько решаю свои задачи, так что вроде как и к третьей, но ни ту, ни другую категорию я не поняла до конца.
    А сейчас решила прочитать все с самого начала — с первого выпуска двигаться последовательно, чтобы лучше понять весь материал. И такая тактика дала свои плоды — теперь у меня нет сомнения, в какой категории я нахожусь и какие признаки у меня присутствуют.
    Ирина, спасибо Вам большое за ту информацию, которой Вы делитесь с читателями. Лично для меня она полезна не только с познавательной точки зрения, но и с практической. Многие статьи заставили меня задуматься о таких вещах, на которые я сама бы не обратила внимания.

  2. Елена says:

    Прочитав статью, сначала подумала: «Какой ужас (я отношусь ко второй группе) и качусь обратно к первой!» А потом оптимистично прибавила: «Но ведь это же пока не первая, а может получится перейти в третью?» Надо стремиться превратить игру в ИНСТРУМЕНТ ИСПОЛНЕНИЯ МОИХ желаний, МОЕГО таланта! Надеюсь он у меня есть))) Жду с нетерпением продолжения!!!

    • irussya says:

      Конечно, всё получится! Это же наше естественное наследство. И по крайней мере две ключевых практики я уже описала — это:

      1) познакомиться со своими желаниями, провести их «археологические раскопки» :);
      2) набраться нахальства и всем громко рассказывать о том, что делаешь, чтобы собрать единомышленников (и не забывать при этом про творческое повторение).

      Вот, а про то, как сделать, чтобы «самая трудная работа делала себя сама», тоже обязательно поговорим — у меня есть целый курс на эту тему. :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий или трекбэк с Вашего сайта.