Классифицируем художников?

© Ирина Клопкова, 2011-2016. Все статьи этого сайта охраняются Законом об авторском праве. Копирование и размещение материалов сайта на сторонних ресурсах без письменного разрешения автора запрещено. Однако ссылками с друзьями делиться вы можете!


otto-vagnerПрочитала у Марины Трушниковой про то, что австрийский архитектор Отто Вагнер (сам он работал в стиле модерн, его домами можно полюбоваться в Вене и ее пригородах, очень узнаваемый почерк) предложил такую классификацию художников:

  • первая группа – КОПИРОВЩИКИ, художники с неразвитым чувством и талантом;
  • вторая группа – ИМПРЕССИОНИСТЫ, у которых объект творчества вызывает лишь впечатление; 
  • третья группа – СТИЛИСТЫ, которые придают своим произведениям ими самими придуманные формы, это настоящие творцы. Путь к третьей категории лежит через две предыдущие.

...Мне настолько это откликнулось, что я написала под статьей Марины длиннющий комментарий, который с некоторыми изменениями и дополнениями и публикую теперь у себя :). Думаю, это полезно как пища для размышления всем творческим людям, не только начинающим, но и опытным тоже.

Итак. Да, я согласна с классификацией Отто Вагнера. Но я бы не спешила распределять художников по категориям (а Вагнер приводит примеры: в третью категорию у него попали Модильяни и Пикассо, а в две другие -- догадайтесь сами).

otto-modiglani2otto-picasso
 Так вот, вполне возможно, что "реалист" (на первый взгляд) -- на поверку окажется стилистом. А какой-нибудь супер-абстракционист -- использовать только готовые надерганные там и сям клише. Художник -- если он действительно художник -- всегда трансформирует реальность. Испанский живописец и гравер Луис Ортега говорил -- как напутствие ищущим себя в искусстве: "Не рисуй чужие деревья". Горы Сезанна не подчиняются строгим законам перспективы, а уж его натюрморты и подавно.

otto-sezanne

И я согласна также с тем, что художник (опять же -- если он действительно художник и не застрял :) ) идет от первой стадии через вторую к третьей, и что перепрыгнуть тут не получится. Сначала нарабатываем навык копирования, потом начинаем искать, как (осознать и) выразить свои впечатления, а затем, когда наша реальность на холсте (бумаге...) станет достаточно пластичной, станет хорошо подчиняться глазу, руке и воображению, мы становимся способны воспроизвести что-то действительно свое (скорее это не СВОЕ в привычном смысле слова, а то, что идет через нас). Видите любопытную параллель? Мы идем от уровня физического к уровню души, а затем -- к уровню духа.

...Но можно (и нужно!), практикуясь, держать в уме все три уровня, чтобы иметь ясный ориентир роста. Поэтому большое спасибо Отто Вагнеру за его идею, которую мы можем использовать как инструмент (компас :) ).

otto-rembrandt2

Художники реализуют это так, тем языком, теми выразительными средствами, как доступно в их эпоху. Рембрандт был реалистом, но как он это делал! Я люблю Рембрандта, но и черный квадрат Малевича люблю (а также белый и красный). Имя Роберта Фладда, который, собственно, был первым, кто нарисовал черный квадрат (!), мне очень много о чём говорит. Малевича можно не любить и критиковать за его "Черный квадрат" как плагиатора (к тому же самозванца, профанирующего священное), но никак не за идею. К тому же он добился своего: по крайней мере одну его картину знают и живо обсуждают ВСЕ.

otto-malevich

Марина предлагает другое деление для художников -- на экстравертов и интровертов. Экстраверты, как правило, широко используют готовое, чужие находки, интроверты пытаются понять себя (и выразить СВОЁ). Безусловно, это важное разделение! Поэтому Юнг интровертов ставил выше. То есть получается, что художники-экстраверты неизбежно относятся к самой первой категории по Вагнеру, к копировщикам, даже если они и рисуют черные квадраты. А вот у интровертов есть шанс дорасти и до третьей, если они (внимание!) --

  1. не будут пренебрегать упражнениями на копирование
  2. и не завязнут в самокопании, что для них представляет реальную угрозу остановки. 

Зато экстраверты социально успешнее. При жизни :). Есть смысл объединяться в творческие тандемы, а?

Да, про зрителей... Нужно ли думать о зрителях, когда пишешь картину? Нужно ли ориентироваться на них? Смотрите, здесь вот какая штука. По моему психотерапевтическому опыту и опыту многих других психологов, коучей и психотерапевтов, вообще-то мало кто из людей осознает (а уж тем более умеет выразить) свои эмоции (!), не то что тонкие впечатления и другие более глубокие вещи. Да, художнику приходится думать о зрителях в те моменты, когда надо им что-нибудь срочно продать, потому что деньги в доме закончились ;). В остальных случаях более продуктивно и даже более благородно, ради тех же зрителей -- настраивать свое "принимающее устройство", тогда и у них будет шанс настроить свое.

P.S. Вот здесь много выразительных фото творений архитектора Вагнера.

Введите Ваш e-mail и получайте новые статьи блога к себе на почту:





Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Комментарии (1)
  1. Елена says:

    Ирина, спасибо! Мне очень понравились Ваши размышления!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий или трекбэк с Вашего сайта.